Белоснежка

МБДОУ «Детский сад № 49 «Белоснежка»

г. Северодвинска Архангельской области 

                                                                                                        

ПДД

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов

 

Типичные ошибки в преподавании основ
Правил дорожного движения

 

Дорожное движение едино для детей и взрослых. И Правила дорожного дви­жения - тоже. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми - объяснить эти Правила ребён­ку доступно. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина...) главное - донести до детей смысл, не исказив содержания.

Важно обратить серьёзное внимание на используемые в Правилах основ­ные понятия и термины. К сожалению, на практике и родители, и некоторые учителя,
и авторы ряда учебных пособий употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из Правил дорожного движения.

Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «маши­на» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д.
Часто преподаватели путают имею­щие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка».
А ведь употребление несуществующих поня­тий ведёт к искажению
в понимании требований ПДД.

 

Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.

 

1.          Учат: обходи трамвай спереди, автобус и троллейбус - сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создаёт аварийную ситуацию. Так как при выходе пешехода на проезжую часть дороги сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части строго оговорён Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транс­порта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса
в последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году!

 

Необходимо учить!

Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет
на безопас­ное расстояние. Найди глазами ближайший пешеходный переход, дойди до него. И убедившись в своей безопасности – переходи!

 

2.          Учат: при переходе дороги посмотри налево, а дойдя до середины — посмотри направо.

Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию.

 

 

Необходимо учить!

Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны (налево и направо) и ещё раз налево. И, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

 

3.          Учат: красный - стоп, жёлтый - приготовься, зелёный - иди. Очень любят использовать стихотворение: «Красный - стой, жёлтый - жди, а зелёный свет - иди».

Это в корне неверно. Во-первых, сейчас пешеходные переходы практически повсеместно оборудованы пешеходными светофорами.
Они имеют два сигнала - красный и зелёный. При переходе дороги пешеходы должны руководствоваться сигналами именно пешеходного светофора.
И только при его отсутствии - сигналами транспортного светофора
(у которого три сигнала - красный, жёлтый и зелёный).

Во-вторых, зелёный сигнал светофора только разрешает переход дороги, но свою безопасность нужно обеспечить самому.

 

Необходимо учить!

При переходе дороги пешеход должен руководствоваться сигналами пешеходного светофора. И только если пешеходного светофора нет или
он не работает, необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

Красный сигнал светофора - запрещающий.

Стоп! Выходить на дорогу опасно! Необходимо всегда дожидаться зелёного сигнала, даже если нет проезжающих мимо автомашин.

Перед тем как начинать переход, пешеход должен убедиться, что все
транспортные средства остановились, что нет «запаздывающих» автомашин, заканчивающих проезд перекрёстка
в момент смены сигналов.
И только после этого можно начинать переход.


4.                Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

Следуя этому правилу, ребёнок может попасть в опасную ситуацию.
В действующей редакции Правил дорожного движения есть понятие «ост­ровок безопасности». Однако останавливаться на островке безопасности или разделительной линии не рекомендуется, поскольку это не гарантирует пешеходу полной безопасности. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.

 

Необходимо учить!

Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на се­редине проезжей части дороги и пересечь её за один приём. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на линии, разделяю­щей транспортные потоки противоположных направлений, или на островке безопасности (при его наличии)
и не делай шаг ни вперёд, ни назад, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

 

5.          Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транс­портных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. ско­рость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко
не всег­да соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

 

Необходимо учить!

Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше
от дороги, лучше на детской площадке, там, где нет машин.

 

6.          Используют для показа старые дорожные знаки, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак.

Например, часто путают значение знаков 1.22 и 5.19.1/5.19.2. Они называются одинаково - «Пешеходный переход». Здесь необходимо очень чётко объяснить
их отличие. Знак 1.22 - для водителя, а знак 5.19 - для водителя и пешехода.

Знак 1.22 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди находится пешеходный переход и на дороге возможно появление пешеходов. А знак 5.19.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе знаков особых предписаний и указывает водителям и пешеходам, что через проезжую часть дороги необходимо переходить именно здесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предупреждающий знак

1.22 «Пешеходный переход»

 

          

                 5.19.1                            5.19.2

Знаки особых предписаний

                             «Пешеходный переход»

 

7.                Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.

На практике педагоги очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся
в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да ещё в отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей.
Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков. Но прежде всего
это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов:
«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка»,
«Велопешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено»,
«Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», «Жилая
зона», «Пешеходная зона», «Место остановки (автобуса, троллейбуса, трамвая)».

8.          Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».

Этот знак – для водителей. Он вовсе не разрешает переходить проезжую часть в том месте, где он установлен. А лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другая организация.

 

                                                                                 

 

                                                                                               Предупреждающий знак

                                                                                                            1.23 «Дети»

 

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПДД, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ СОВЕТАМИ

 

1.      При подготовке к занятиям сверяйтесь с текстом «Правил дорожного движения Российской Федерации» в последней редакции. Изменения и дополнения в Правила дорожного движения вносятся довольно час­то. Поэтому педагогу нужно обязательно иметь официальное издание «Правил дорожного движения», которые утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 со всеми последующими изменениями, и в дальнейшем сверяйтесь с действующей редакцией ПДД
на сайте ГИБДД.РФ.

2.      Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содер­жание которых не имеет никаких противоречий с действующими
в Российской Федерации «Правилами дорожного движения». Однако
не забывайте сверять их с действующей редакцией Правил.

3.      Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой-либо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД, методис­тами автошкол или компетентными сотрудниками Госавтоинспекции.

4.      Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «(Обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются также в разделах:
6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17.

5.      Книги и пособия по ПДД, предназначенные для учащихся
и педагогов, изданные до 2013 года, устарели, так как с тех пор в Правила дородного движения были внесены важные изменения, в том числе касающиеся пешеходов, велосипедистов и перевозки детей-пассажиров.
Использовать их в качестве учебных и методических пособий нельзя!

 

Рекомендации по проведению в образовательных организациях

«Минуток безопасности» по правилам дорожного движения

 

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с обучающимися. Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что основными причинами являются невнимательность и недисциплинированность обучающихся, неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки.

Правила дорожного движения, обучающиеся должны не только знать, но всегда и везде неукоснительно их соблюдать, уметь применять полученные знания на практике. Добиться это можно лишь при условии повсеместной организации систематической и целенаправленной работы, использования самых разнообразных форм и методов пропаганды среди обучающихся «дорожной грамоты». Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с обучающимися на дорогах является проведение в школах «Минуток безопасности» по правилам дорожного движения.

Цель «Минуток безопасности» – повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Обучающийся, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» – обманчивых ситуаций. Для этой цели проведение «Минуток безопасности» нельзя ориентироваться только на напоминания, повторение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес обучающихся, рассматривая проблемный вопрос или разбирая конкретный случай из жизни.

Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, учитель поправляет их и дает правильный ответ.

Продолжением «Минуток безопасности», их практическим приложением, является движение детей из школы домой. Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы). Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и правильно оценивают обстановку на улице для обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге.

«Минутки безопасности» следует проводить непосредственно перед тем, как обучающиеся пойдут домой, или в конце последнего урока в классе.

Рекомендуется брать не более 2-х вопросов, чередуя их.

Проведение «Минуток безопасности» должно стать правилом и повседневно действующей системой влияния на мышление и действия обучающихся по пути из школы домой, на воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге.

 

Примерные темы по проведению в образовательных организациях

«Минуток безопасности» по правилам дорожного движения

 

Тема: «Улица»

Дорогу, которая проходит по городу или населенному пункту, называют улицей. Она имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили. Иногда проезжая часть разделяется полосой зеленых насаждений – бульваром на две части, две полосы движения.

По краям проезжей части тянуться полоски, покрытые асфальтом, - это тротуары. По ним движутся пешеходы. Тротуар немного возвышается над проезжей частью; делается это для того, чтобы четко определить границу между проезжей частью и тротуаром.

На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуар отгораживают от проезжей части металлическими ограждениями – они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Никто из пешеходов не имеет право перелезать через ограду. Улицы, по проезжей части которых машины идут в двух направлениях: по одной стороне в одном, а по другой – в обратном, называются улицами с двусторонним движением. Улицы, где движение происходит в одном направлении, называют улицами с односторонним движением. Есть улицы, которые идут параллельно друг другу, а есть улицы, которые пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое улица?

2. Где должен идти пешеход?

3. Можно ли перелазить через металлические ограждения тротуара, чтобы перейти улицу?

4. В каком направлении движутся машины по улице с двусторонним движением?

5.    Как называется место пересечения улиц?

Тема: «Мы – пешеходы»

Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие в руках велосипед), называют пешеходами.

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое-то время пополняют великую армию пешеходов.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пеше­ходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам навстречу транспорту. В местах, где движение регулиру­ется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора. Зеленый сигнал светофора разрешает движение, но прежде, чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо остановиться и убе­диться в том, что все машины также остановились и про­пускают вас. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспорт­ных средств, их скорость и убедятся, что все машины ос­тановились и переход будет для них безопасен.

Основные правила для пешеходов:

Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.

Идти только по правой стороне тротуара.

Если вы встретили знакомого, то для того чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

Когда ждешь перехода, никогда не стой на краю тротуара.

Переходить проезжую часть нужно в местах, где есть пешеходный переход.

Переходить проезжую часть дороги нужно на разрешающий зеленый сигнал светофора, только после того, когда убедился, что транспорт успел затормозить и остановиться.

Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.

Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.

Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.

Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.

Ожидать общественный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.

Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.

Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.

Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

Ответьте на вопросы:

1.            Для кого предназначен тротуар?

2.            По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

3.            Где пешеходы обязаны переходить проезжую часть? Как?

4.            Почему нельзя переходить улицу наискосок?

5.            Где нужно ожидать общественный транспорт?

6.            Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

Тема: «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»

В пасмурный дождливый день повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина.

Во время дождя надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. А машине трудно затормозить. Когда идет дождь поток воды по стеклу машины, забрызганные стекла грязью ухудшают видимость, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

Надо быть очень осторожным!

Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!
Ответьте на вопросы:

1.            Почему надо быть особенно осторожным, переходя дорогу в дождь?

2.            Почему в дождливую погоду водителю плохо видно дорогу и светофор?

3.            Почему в дождливую погоду водителю трудно затормозить?

4.  Что мешает пешеходам осматривать дорогу во время дождя?

Тема: «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»

Внимание! Наступила зима… Выпал снег и все вокруг изменилось. И деревья, и дома, и дороги. Все радуются приходу зимы. Можно поиграть в снежки, слепить снежную бабу, покататься на санках и лыжах. Мороз и солнце – день чудесный! Но…

Зимой существует опасность получить травму во время гололеда. Поэтому ступать нужно на всю стопу, идя мелкими шагами, не торопясь, ноги слегка расслабить в коленях.

Дороги стали скользкими, нужно быть осторожными при их переходе – можно упасть.

Водителю трудно остановить машину, а при резком торможении ее может занести на тротуар.

Когда идет снег поднятые воротники, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывают движение и мешают пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

Стекла машин залеплены снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.

Не играй в снежки на тротуарах и проезжей части дороги.

Не катайся на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.

Не цепляйся за бампер проезжающей мимо машины.

От вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

 

Ответьте на вопросы:

1. Какие меры предосторожности надо соблюдать при гололеде?

2. Почему водителю трудно остановить машину?

3. Где нужно играть, кататься на лыжах и санках?

4. Почему нельзя цепляться за бампер машины?

 

Тема: «Мы и транспорт»

Слово «транспорт» ввел в русский язык царь Петр I. Когда он составлял в 1720 году первый российский Морской устав (правила для военных моряков), то назвал «транспортами» корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным-давно взяли его из латинского, на котором разговаривали древние римляне. Означало оно – «переносить», «перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров.

Транспорт бывает водный, воздушный, наземный (железнодорожный, автомобильный). Легковые машины, автобусы, грузовики мы каждый день видим на улицах. И не просто видим – мы переходим через дороги, по которым они мчатся, ездим в них. Когда люди едут в транспорте – они называются пассажирами.

При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

открывать двери транспортного средства во время его движения;

детям до 12 лет находиться на переднем сиденье лег­кового автомобиля без детского удерживающего устройства, а также на заднем сиденье мотоцикла.

Основные правила для пассажиров:

Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.

Когда ждешь транспорт не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо.

Входить в транспорт удобнее в заднюю дверь, а выходить из передней.

Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.

Войдя, не забывай о тех, кто идет после тебя, веди себя корректно и спокойно.

Если ты сидишь – уступи место человеку старше тебя. Мальчики всегда уступают место девочкам.

Не забывай, что вокруг стоят и сидят пассажиры. Не кричи, разговаривая с другом, не хохочи громко, не размахивай руками, не вставай на сиденье ногами, не жуй мороженое или пирожки – ты можешь запачкать окружающих.

Во время движения не вставай с места и не передвигайся по салону автобуса. При резком повороте или внезапной остановке можно упасть и удариться.

Не высовывай голову или руку из окна. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму.

Нельзя разговаривать и отвлекать водителя во время движения.

Выйдя из автобуса, нужно дойти до пешеходного перехода и только там переходить улицу.

Ответьте на вопросы:

1.        Какие виды транспорта ты знаешь?

2.        Почему нельзя стоять на краю тротуара, когда ожидаешь транспорт?

3.        Где ожидают маршрутный транспорт?

4.        Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

5.        Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет?

6.        Почему нельзя становиться ногами на сиденье?

Тема: «Перекресток»

Перекресток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние (крестообразные и Х-образные), трехсторонние ( Т-образные и У-образные), многосторонние( от которых отходит более 4-х улиц).

Каждый перекресток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекресток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

Перекресток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью. Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светофором и без него. В некоторых местах устанавливают и специальные (двухсекционные) светофоры для пешеходов. Красный и желтый сигналы светофора запрещают движение, зеленый - разрешает.

Нерегулируемые перекрестки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.

Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

Ответьте на вопросы:

1. Как называется место, где пересекаются улицы?

2. Как называется место, где пересекаются и берут начало несколько улиц?

3. Какие бывают перекрестки?

4. Как переходить регулируемый перекресток?

5. Как переходить нерегулируемый перекресток?

6. Кто руководит нерегулируемым перекрестком?

7.      На светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает переход. Как ты поступишь?

Тема: «Светофор»

Светофор – лучший друг пешехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее. Красный и желтый сигналы светофора запрещают движение, зеленый - разрешает.

Бывают светофоры и с одним «глазом» - желтым. Обычно он постоянно мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения транспорта. Этот светофор предупреждает водителей – здесь пешеходы могут переходить дорогу. Правда, сам пешеход должен быть на этом переходе вдвойне осторожен – всякие у нас бывают водители, и не каждый снижает скорость перед таким светофором. В некоторых местах устанавливают и специальные (двухсекционные) светофоры для пешеходов. Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

Ответьте на вопросы:

1. Как называется прибор, регулирующий движение на улице?

2. О чем говорит красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

3. Чем опасна дорога, где стоит светофор с одним (желтым) «глазом»?

4. Что вы знаете о специальном светофоре для пешеходов?

5. Кто регулирует движение, если светофор не работает?

Тема: «Пешеходный переход»

Пешеходный переход - это место для перехода проезжей части, обозначенное дорожным знаком и дорожной разметкой. Его обозначают на асфальте белыми или бело-желтыми широкими полосками, которые идут поперек дороги. Эти полоски называют «зеброй».

Дорогу, с интенсивным движением транспорта, нужно переходить по подземному или надземному переходу.

Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу и только на зеленый сигнал светофора.

Ни в коем случае не переходить улицу на красный сигнал светофора, даже если кажется, что машин поблизости нет.

Когда зажегся зеленый сигнал, сначала посмотри – все ли машины успели затормозить и остановиться. А потом только переходи дорогу.

Не выбегай на проезжую часть дороги – дорогу надо переходить спокойно.

Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.

Маленьких детей при переходе проезжей части держат за руку.

Двигаться по пешеходному переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.

Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

Ответьте на вопросы:

1.     Где пешеходы должны переходить проезжую часть?

2.     Как называется место, где можно перейти проезжую часть дороги?

3.     Как нужно двигаться по пешеходному переходу?

4.     На какой сигнал светофора надо переходить проезжую часть?

5.  Можно ли переходить проезжую часть на красный сигнал светофора, если рядом нет машин?

Тема: «Дорожные знаки»

По улицам и дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенных местах, где захочется, очень опасно. Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок: по проезжей части едут автобусы, машины. На тротуарах полно спешащих людей. Но на самом деле все движение на улице происходит по строгим правилам – правилам дорожного движения.

На улицах много разных дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Дорожные знаки должны быть заметны издалека, поэтому они окрашены в яркие цвета.

Белые треугольники с красной каймой – это знаки предупреждающие. Они рассказывают о возможной опасности или о том, что водителю надо быть особо внимательным.

Белые или синие круги с красной каймой – это знаки запрещающие. Они могут запрещать движение каких-либо видов транспорта, не разрешать въезд автомобилей куда-нибудь, запрещать им стоянку.

Синие круги с белым рисунком – это знаки предписывающие. Они сообщают, кому и в какую сторону можно двигаться, определяют скорость.

Синие прямоугольники с различными рисунками – это указательные знаки и знаки сервиса (обслуживание машин и услуги для водителя). Они подсказывают, где можно перейти улицу, где остановка транспорта, где находится медпункт или бензоколонка.

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

Предупреждает о наличии впереди пешеходного перехода, но не разре­шает переход дороги там, где уста­новлен. Этот знак — для водителя!

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

Обозначает место для перехода доро­ги. Переходить проезжую часть нужно только по пешеходному переходу.

ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО

Здесь пешеходу не место!

 

ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА

Дорожка специально для пешеходов. При отсутствии велосипедной дорож­ки по ней могут ездить велосипедисты.

 

ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА

Место для езды на велосипеде. При отсутствии пешеходной дорожки или тротуара по ней могут идти пешеходы.

ДВИЖЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДОВ ЗАПРЕЩЕНО

На двухколесном транспорте сюда — ни-ни!

 

ЖИЛАЯ ЗОНА

Обозначает территорию, где пешеходы имеют преимущество. Но будь внима­телен, так как автомобили делят «до­рожное пространство» с пешеходами.

 

КОНЕЦ ЖИЛОЙ ЗОНЫ

Преимущество пешеходов перед транспортом здесь заканчивается.

 

Ответьте на вопросы:

1. Какой цвет присутствует на запрещающих знаках?

2. О чем говорят предписывающие знаки?

3. Какие знаки рассказывают о возможной опасности или о том, что водителю надо быть особо внимательным?

4. По каким знакам можно определить, где находится больница, автобусная остановка?

5.  Какие знаки сервиса ты знаешь?

Тема: «Сигналы регулировщика»

Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

Регулировщик то поднимает жезл вверх, то опускает вниз, то отводит в сторону, поворачиваясь к нам лицом, спиной или боком. Посмотрим, что означают все эти движения.

Регулировщик повернулся к транспорту спиной или грудью – проезд закрыт.

Регулировщик поднимает жезл вверх – «внимание!».

Регулировщик поднял жезл, сам повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали. Значит, если регулировщик стоит боком к транспорту или пешеходам, можно идти, ехать.
Ответьте на вопросы:

1.  Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика, когда он повернулся к транспорту спиной или грудью?

2.  На светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает переход. Как ты поступишь?

3.  Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика, когда он поднимает жезл вверх?


Тема: «Если ты стал водителем»

Бывает так, что ты превращаешься из пешехода в водителя. Потому, что есть один вид транспорта, который близок и взрослым, и детям. Это – велосипед.

Изобрели его раньше, чем мотоцикл и автомобиль. Первые велосипеды сильно отличались от современных. Они были деревянными и больше напоминали самокат. Педалей у них не было. Ездок просто отталкивался от земли ногами, а потом поджимал их и ехал по инерции. Поэтому велосипеды называли «беговыми машинами». Шин и цепной передачи тоже еще не было – все это придумали гораздо позже. Сегодня есть велосипеды на любой вкус – детские, женские, складные, дорожные, спортивные.

Пункт 24.1 Правил дорожного движения гласит:

«Управлять велосипедом, … при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет». Поэтому сам по себе выезд на дорогу велосипедистов, не достигших этого возраста, уже является нарушением ПДД, причём нарушением, которое может стать и очень часто становится причиной ДТП.

Детям, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, разрешено кататься только на специально отведенных для этого площадках (дворах, парках), на дороги общего пользования выезжать категорически запрещено.

 

Для ребёнка – велосипедиста:

·       детям в возрасте с 7 до 14 лет разрешается движение на вело­сипеде по тротуарам, пешеходным и велопешеходным до­рожкам (по стороне движения для пешеходов), велосипед­ным дорожкам, в жилых зонах, обозначенных специальными знаками;

·       детям в возрасте старше 14 лет разрешается управлять вело­сипедом на велосипедной, велопешеходной дорожках или по полосе для велосипедистов;

·       управляя велосипедом нельзя пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, необходимо спешится и перевести велосипед через дорогу руками;

·       велосипедисту запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

·       в целях обеспечения безопасности при управлении велосипедом необходимо использовать за­щитный шлем, налокотники, наколенники, одежду со свето­возвращающими элементами, велосипедные перчатки;

·     перед поездкой обязательно проверь, как работает тормоз и руль, хорошо ли накачены шины. Не забудь о звуковом сигнале - звонок должен быть звонким и отчетливым.

 

Для подростка – мотоциклиста:

Если ребёнок катается на скутере, мопеде или мотоцикле, то Правила дорожного движения уже причисляют его к такой категории участников дорожного движения – как водитель!

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним Правила дорож­ного движения, такие как: сигналы светофоров, знаки и разметки, распоря­жения регулировщиков.

Водитель механического транспортного средства обязан находиться в мотошлеме, а также иметь при себе и передавать по требованию сотрудников полиции для проверки:

·       водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, в нашем случае - категории «М» и «А1», которое выдается в подразделениях Госавтоинспекции лицам достигшим 16 лет после прохождения обучения в автошколе и успешной сдачи квалификационных экзаменов;

·       регистрационные документы на транспортное средство (кроме мопедов),

·       а также страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

 

Ответьте на вопросы:

1.                      Почему правила запрещают переезжать улицу на велосипеде?

2.                      Можно ли катать друзей на багажнике или раме?

3.                      Где можно ездить на велосипеде?

4.                      Почему нельзя ездить, на велосипеде, не держась за руль?

5.                      Можно ли ездить по тротуарам? Почему?

6.                      Во сколько лет можно ездить по дорогам на велосипеде?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные вопросы и ответы для «Минуток безопасности»

 

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где надо переходить дорогу?

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам: подземным, наземным (по «зебре») и над­земным, а при их отсутствии — на перекрёстках по ли­нии тротуаров или обочин.

2

Как перейти дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода?

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёст­ка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматрива­ется в обе стороны.

Перед переходом дороги нужно посмотреть налево и направо, чтобы оценить дорожную обстановку, и ещё раз налево. И только убедившись в своей безопасности, можно начать переход дороги, продолжая наблюдать за дорогой.

3

Почему для пешехода безо­паснее переходить дорогу по пешеходным переходам?

Водитель знает, что в этих местах разрешается дви­жение пешеходов, поэтому он более внимателен и снижает скорость. Пешеход, который переходит до­рогу в неустановленном месте, не там, где положе­но, может пострадать сам и подвергает опасности окружающих.

4

Почему нужно остановить­ся перед тем, как начинать переходить проезжую часть дороги?

Это нужно для того, чтобы осмотреться. Пересекая про­езжую часть «с ходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближа­ющуюся машину. Перед тем, как выходить на проезжую часть дороги, нужно посмотреть сначала налево, потом направо, потом ещё раз налево, убедившись, что автомо­билей нет, можно начать переход, постоянно контроли­руя ситуацию.

5

Почему переходить дорогу по нерегулируемому пешеход­ному переходу (без светофо­ра) опаснее, чем по регулируе­мому пешеходному переходу (со светофором)?

При наличии светофора водитель зачастую более вни­мателен и аккуратен. А подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, некоторые водители пренебре­гают обязанностью остановиться и пропустить пешехо­да, тем самым создавая опасную ситуацию.

6

Можно ли начинать переход дороги сразу же, как только загорелся зелёный сигнал светофора?

Когда загорелся зелёный сигнал светофора, нужно сначала убедиться, что все автомобили остановились или закон­чили проезд пешеходного перехода. Только после этого можно начинать переход проезжей части, постоянно конт­ролируя ситуацию.

7

Часто в городах с интенсивным движением водители паркуют автомобили и у переходов и даже непосредственно на них, нарушая тем самым ПДД. Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспор­та?

Стоящий автомобиль закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за него пешеход может не заметить другой, дви­жущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипед.

8

Почему опасно пересекать проезжую часть бегом?

На бегу сложно наблюдать за дорогой, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку. Только идя шагом, можно наблюдать за дорогой и повора­чивать голову, не опасаясь упасть.

9

Почему детям опасно перехо­дить дорогу вдвоём-втроём «под руку» или держась за руки?

Когда переходят дорогу двое-трое, то при возникновении опасности реакция у всех детей может быть разная, и дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

10

Почему опасно переходить дорогу наискосок?

Когда идёшь наискосок, то часть пути проходишь спиной к едущим автомобилям и можешь их не заметить. Кроме того, переход становится длиннее, а значит, опаснее.

11

Где должны двигаться пеше­ходы, если у дороги нет тро­туара?

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутс­твии — по обочинам, по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

12

Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

У ребёнка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания, и «включаются эмоции». Ему ка­жется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопасности. И в этот момент он может не заметить изменения в дорож­ной обстановке, например, не среагировать на приближа­ющийся автомобиль.

13

Чем коварна «тихая», «пус­тынная» улица, по которой редко ездят автомобили?

На «тихой», «пустынной» улице дети часто теряют бди­тельность и могут не заметить приближающийся автомо­биль. Собираясь переходить дорогу в таком месте, нужно внимательно осмотреться.

14

На нерегулируемом пере­крёстке пешеход пропустил автомобиль. Можно ли сразу переходить дорогу?

Пропустив автомобиль, едущий в ближнем ряду, сразу пе­реходить дорогу нельзя. За ним может быть скрыт автомо­биль, едущий во втором ряду либо во встречном направле­нии. Надо подождать, пока дорога будет просматриваться в обе стороны, и переход будет безопасен.

15

Как обходить стоящее на ос­тановке маршрутное транс­портное средство (автобус, троллейбус, трамвай), чтобы перейти дорогу?

Стоящий на остановке автобус, троллейбус или трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади!

Необходимо дождаться, когда транспортное средство отъедет. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться и, убедившись в своей безопасности, перейти дорогу.

16

Почему опасно болтать с дру­гом или по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при пе­реходе дороги?

Разговоры и игры отвлекают внимание от наблюдения за дорожной обстановкой. Увлёкшись, можно не за­метить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед началом перехода проезжей части все разгово­ры и игры необходимо прекратить. Всё внимание — на дорогу.

17

Для чего пешеходу нужны световозвращающие эле­менты?

Световозвращающие элементы — это элементы, из­готовленные из специальных материалов, облада­ющих способностью возвращать луч света обратно к источнику.

Световозвращающие элементы повышают видимость пе­шеходов на неосвещённой дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшест­вий с их участием.

Световозвращающие элементы на одежде должны обеспечивать видимость объекта с двух сторон, чтобы человек был виден водителям встречных направлений движения.

18

Какие бывают световозвраща­ющие элементы?

Световозвращающие элементы делятся на две группы: съёмные и несъёмные.

Съёмные световозвращающие элементы прикрепляются к одежде, головному убору, надеваются на какую-либо часть тела или предметы: сумки, рюкзаки, детские коляс­ки, велосипеды, ролики и др. Их можно легко крепить и снимать. Самые популярные из них—брелоки, стикеры, значки, браслеты, накладки на спицы колёс велосипеда, жилеты.

Несъёмные световозвращающие элементы, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки и сумки.

19

Как определить самый безо­пасный путь от дома до школы и обратно?

Вместе с родителями или педагогом надо изучить Схе­мы безопасных маршрутов движения, представленные в Паспорте дорожной безопасности школы. Несколько раз совместно со взрослыми пройти от дома до школы и обратно разными путями и выбрать самый оптималь­ный и безопасный из них. После этого составить схему индивидуального маршрута «дом-школа-дом».

 

 

О световозвращающих элементах

 

Световозвращающие элементы (световозвращатели) это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику. Световозвращатели ярко светятся ночью в свете фар автомобилей и предназначены для повышения видимости пешеходов (велосипедистов) в темное время суток.

 

Предназначение световозвращающих элементов

 

По статистике, наезд на пешехода – один из самых распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток (их количество в 3 раза выше, чем в днев­ное время), когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей.

Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием.

 

Считается, что человек на дороге должен быть виден на расстоянии не менее 200 м. Эта величина определяется многими факторами: индивидуаль­ные особенности восприятия и скорость реакции водителя, технические параметры автомобиля, влияющие на длину тормозного пути и пр. Обозначение силуэта человека на расстоянии дает возможность водителю вовремя среагировать и затормо­зить.

При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если пешеход применяет световозвращающие элементы, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 до 350 метров. Это даёт водителю 15-25 секунд для принятия решения.

 

Как показали исследования, проведенные в Норвегии, применение световозвращателей  пешеходами на 85% (более чем в 6,5 раз) снижает риск наезда транспортного средства на пешехода в темное время суток.

В Республике Беларусь, где государственный стандарт, обязывающий носить световозвращатели, был принят в 2006 году, и с учетом специальных мероприятий ГИБДД число ДТП по вине пешеходов снизилось с 2006 по 2008 год на 30%, за этот же период времени число раненых снизилось на 32%, а погиб­ших – на 26%.

Похожая статистика есть в Финляндии, где световозвращатели стали повсеместно внед­ряться с 2000 года. За семь лет количество смертных случаев снизилось на 29%, а число раненых – на 55%.

Есть наглядный пример и в нашем регионе. В 2004 году в городе Архангельске в результате проведения акции «Светоотражатели – блестящая идея!», удалось добиться снижения количества ДТП с участием детей и подростков на 13,7%.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1197 с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – Правила).

Согласно новой редакции Правил с 1 июля 2015 года, при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

 

ЭТО ВАЖНО:

Имея на одежде световозвращатель, Вы должны соблюдать все правила безопасного поведения на дороге!

Ошибочно полагать что, используя светоотражатель, Вы имеете преимущество в движении!

 

 

 

 

Методические рекомендации для родителей
по разработке и использованию маршрута движения школьника «Дом–школа–дом»

 

I.                  Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения

 

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого

 зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер

 

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

Китайская пословица

 

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

С. Брант

 

Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности
в пред­стоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе
и в дорожно-транс­портной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.

Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только
бы ни­чего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на до­рогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет.
В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научить читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безо­пасного поведения на дороге, уберечь его
от несчастного случая.

Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье
и в школе на безопасное пове­дение ребенка. Первый экзамен в своей жизни
во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торже­ственной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Шве­ции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране - тысячи. Не гово­рите, что это маленькие страны - у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем
в нашей.

Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер
в вос­питании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все,
что делают, осо­бенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители
для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи.

 

II.       Разработка и использование маршрута движения школьника «Дом–школа–дом»

 

Уважаемые родители!

Помогите вашему ребёнку сохранить жизнь и здоровье. Эту труд­ную задачу облегчит создание вами семейных учебных пособий. Вместе с детьми составьте схему маршрута «дом–школа–дом» с детальным описанием особенностей каждого перехода проезжей части дороги и мест, требующих повышенного внимания. Могут быть полезными схемы других постоянных маршрутов вашей семьи («дом – музыкальная либо художественная школа», «дом – спортивная секция», «дом – дом бабушки» и т.д.), а также планы микрорайона дома и школы с их описанием.

 

1. Общая часть

1.  Маршрут движения школьника «дом–школа–дом» – это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника
из дома в школу и обратно.

2.  Маршрут «дом–школа–дом» разрабатывается школьником с помощью родителей или са­мостоятельно (в старших классах).

3.  Цель маршрута «дом–школа–дом»:                                

·       повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

·       обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения
в школу и из школы;

·       обучить родителей, принимающих участие в составлении «маршрута», ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению типичных опасностей.

 

Карту микрорайона дома и школы, которая станет основой для этой схемы, можно получить, например, с помощью карт из Интернета. В поле поиска введите адрес, а затем с помощью ползунков +/- установите желаемый масштаб и сохраните карту на компьютере. После этого в любом графическом редакторе нанесите на основу названия объектов (школа, стадион, кинотеатр, супермаркет, сквер, детская площадка, кафе и т.п.), светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств с указанием маршрутов и др. – всё, что поможет школьнику ориентироваться в дорожной обстановке. Необходимо выделить наиболее безопасные подходы к школе и другим объектам, изображённым на схеме. Места, требующие повышен­ного внимания ребёнка, следует обозначить особо.

 

2. Порядок разработки маршрута «дом-школа-дом»

1.    Вначале родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы
и обратно и намечают наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант, отмечают более опасные (нере­комендуемые) варианты.

При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка. Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пе­шеходный переход без светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопас­на, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.

2.  Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от дома до школы. В случае, если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе и т.п., в схеме приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи школы (место выхода из автобуса
и движения в школу).

 

Образец схемы безопасного маршрута «дом–школа–дом»

 

 

3.          Далее на схеме выделяются участки повышенной опасности, требующие более под­робного описания.

Это, как правило, на пути «дом–школа–дом»:

·       выход из дома и первый переход проезжей части;

·       переход через улицу и перекрестки;

·       посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него (если ребенок пользу­ется автобусом или маршрутным транспортом);

·       последний переход проезжей части и вход в школу.

На пути «дом–школа–дом» участки те же, но отмечается выход из школы
и последний пе­реход проезжей части и вход в дом, кроме того, выделяются участки повышенной опасности на не­рекомендуемых вариантах движения, чтобы объяснить,
в чем их опасность и почему они не рекомендуются.

4.    При выходе из дома часто обзор проезжей части может быть затруднен деревьями, кустами. Школьник переходит проезжую часть в установленном месте, только внимательно ее осмотрев. Перехо­дить нужно шагом. Недопустимо бегать через дорогу, стараясь успеть на автобус. Из дома надо выйти заблаговременно, чтобы
не спешить. Если на проезжей части возможны стоящие машины, затруд­няющие обзор, в описание перехода проезжей части вносятся соответствующие предостережения.

5.          Если переход не регулируется светофором, то в описание перехода вносят слова: когда приближается грузовик или автобус, сзади него может быть не видна другая машина! Машину лучше пропустить и, пропустив ее, подождать, пока она отъедет подальше. Ведь ког­да машина близко, за ней могут быть не видны встречные машины.

6.          Если переход улицы регулируется светофором, необходимо записать: идти можно только на зеленый сигнал. Если горит красный или желтый – идти нельзя, даже если машин нет. Надо уважать правила так же, как их уважают водители. При переходе на зеленый сигнал светофора надо тоже наблюдать за обстановкой, замечать машины, которые в этот момент готовятся к повороту направо или налево, пересекая путь движения пешеходов.

7.          Для каждой улицы, которую приходится переходить, дается
ее характеристика: ин­тенсивность движения машин, возможность появления машин из-за поворота; предметы, ме­шающие осмотру улицы; кусты, деревья, стоящие машины и т.д.

8.          В местах посадки в общественный транспорт делается запись: при подъезде авто­буса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери
не подходить!
 В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться – может прищемить дверьми. Особенно опасна передняя дверь – после защемления дверьми можно попасть под колеса!

9.          В местах выхода из общественного транспорта делать запись: заранее подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе – может прищемить дверьми. Аккуратно выходить, что­бы не поскользнуться и не упасть. Если после выхода
из общественного транспорта надо пе­реходить проезжую часть, делается запись: подождите, пока не уйдет автобус! Из-за автобуса выходить крайне опасно. Подойдите к перекрестку (пешеходному переходу) и внимательно осмотрите проезжую часть дороги!

10.     Перед переходом улицы, на которой стоит школа, можно встретить товарищей и отвлечься от обзора за дорогой. Делается запись: перед переходом проезжей части внимательно осмотреть улицу. Переходить только шагом, разговоры прекратить!

11.     У выхода из школы. Делается запись: переход только шагом! Большая часть проис­шествий возникает во время выхода детей из школы. Поэтому будьте особенно внимательны!

12.     Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бе­гут к дому, плохо осматривая улицу. Есть возможность увидеть родных или знакомых, что способствует пересечению дороги бегом. Не спешите к дому! Переходите только шагом. Внимательно осмотрите улицу. Будьте особо осторожны, если есть кусты, деревья, стоящие машины!

13.     При оформлении маршрута на бланке сплошной линией со стрелкой
и цифрой «1» над линией обозначается путь движения из дома в школу, путь из школы домой обозначается также, только над линией ставится цифра «2».

Не рекомендуемый (но возможный) путь движения обозначается пунктирной линией.

Для каждой улицы, которую приходится переходить школьнику, делается две записи «Характеристика улицы» (с точки зрения ее опасности) и «Советы по переходу проезжей части».

 

3.  Порядок использования маршрута «дом–школа–дом»

 

1.      После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обрат­но (в первые месяцы посещения школы для первоклассника и несколько раз – для учащихся старших классов, которые ранее уже ходили в школу самостоятельно), добиваются практи­ческого овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.

2.      Сопровождая школьника, родители отрабатывают привычку заблаговременного вы­хода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

Отрабатывается сдержанность и осторожность при движении через дорогу для посадки на автобус – никакой спешки!

Отрабатывается осторожность: при посадке и при выходе из автобуса особая осторож­ность – при возвращении домой, если дом на противоположной стороне улицы.

Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.

Движение в школу используется как учебная программа по отработке навыков наблю­дения и оценки обстановки.

3.      Доверить школьнику самостоятельное движение в школу и обратно можно лишь по­сле того, как будут выполнены «Требования к знаниям и навыкам школьника».

Особенно тщательно необходимо готовить к самостоятельному движению
по улице детей с дефектами зрения, в частности, пользующихся очками. Главная сложность улицы в наблюдении: заметить машину или мотоцикл. Оценить скорость
и направление движения не так просто, как кажется на первый взгляд.

 

На что обратить внимание при объяснении маршрута

 

1.    Школа и прилегающая территория. Особенности дорог, все места
с ограниченным обзором, основные помехи обзору, основные маршруты перехода проезжей части дороги детьми, идущими в школу и из неё.

2.    Переход. Особенности подхода к пешеходным переходам. Правила перехода проезжей части дороги, сигналы светофора и т.д.

3.    Внутридворовая территория (жилая зона). Будь внимателен. Здесь нередко нет разделения на тротуар и проезжую часть. Пешеходы и автомобили делят одно дорожное пространство. Припаркованные автомашины ограничивают обзор. Кроме того, любая из них может поехать в любой момент.

4.    Игровая площадка во дворе. Зачастую игровые площадки отделе­ны
от остальной части внутридворовой территории весьма условно. Заигравшись, дети могут выбежать за её пределы.

5.    Проезд в дворовую территорию. Остановись для наблюдения, как при переходе проезжей части: убедись, что из двора не выезжает автомобиль.

6.    «Пустынная» улица. Даже если не видно автомашин, приостановись, осмотрись и переходи спокойным шагом.

7.    Дорога с интенсивным движением. Проезжую часть такой до­роги безопаснее переходить только по оборудованным пешеходным переходам.

8.    Место остановки маршрутных транспортных средств (напри­мер, автобуса). Здесь может возникнуть толчея, сутолока. Есть риск, что спешащий пассажир толкнёт тебя на проезжую часть. Будь внимателен и осторожен.

9.     Регулируемый перекрёсток. Всегда дожидайся зелёного сигнала пешеходного светофора! Перед тем как переходить проезжую часть до­роги, убедись, что на твоём пути нет автомашин, в том числе поворачивающих под зелёную стрелку транспортного светофора.

 

Особенности городских дорог, на которые следует обратить внимание ребёнка
при составлении безопасного маршрута.

O Узкая дорога с интенсивным движением. На узких городских дорогах пешеход как правило, менее осторожен, чаще невнимателен, так как для перехода проезжей части дороги требуются считаные секунды. На таких дорогах зачастую пешеход выходит на проезжую часть, даже не осмотрев её.

O Широкая дорога с интенсивным движением. Переход таких дорог опасен тем, что за время перехода обстановка на дороге может внезапно измениться,
а пешеход не может так быстро покинуть проезжую часть дороги, как на узких дорогах.

O Парковка вдоль края проезжей части. Здесь автомобили, водите­ли которых ищут место для парковки, двигаются медленно, но за ними может скрываться другой автомобиль, который движется с более высокой ско­ростью. Кроме того, большое число стоящих (припаркованных) автомобилей у края проезжей части дороги закрывают обзор.

O Обзору проезжей части дороги также могут мешать кусты, деревья, близко расположенные к проезжей части дороги строения, заборы, остановочные павильоны маршрутного транспорта и т.п.

O Автомашины могут появиться неожиданно из-за поворотов дороги.

O Особое внимание – местам, где возможно движение транс­порта
с высокой скоростью.

O Арки домов, проезды во внутридворовую территорию, вы­езды
с территории предприятий, подземных парковок.
Здесь возможен выезд автотранспорта.

O Движение крупногабаритных машин (автобусы, грузовики). Вероятны случаи, когда за одной машиной скрыта другая – движущаяся
в ту же сторону или навстречу.

O Места, где возможно движение автотранспорта задним ходом.

Рекомендуем

1.          Вместе с ребёнком пройти по рекомендуемому маршруту, обсудив места, требующие повышенного внимания. Обязательно обозначить, по какому маршруту идти нельзя.

2.          Дома вместе с ребёнком составить схему рекомендуемого маршрута
и описание к ней.

3.          Пройти маршрут вместе с ребёнком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.

4.          Регулярно тренировать внимание ребёнка, превращая его знания в навыки поведения.

 

Дата последнего обновления страницы 12.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения